Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Храм земной – храм духовный

Недавно, 4 декабря, православные верующие отмечали один из значимых праздников – Введение Богородицы во Храм. Этот день – престольное торжество и для храма в Травянском. Старое здание Введенской церкви высится уже на въезде в село. Пока оно пустует - верующие посещают домовой храм. Накануне праздника мы решили узнать, как возрождается в селе православная жизнь.

У травянского храма очень длинная история. Свой приход село обрело в 1750 году, а первая деревянная церковь была построена на следующий год. Она прослужила верующим 96 лет. В 1847 году ее перевезли в село Волковское, так как в Травянском уже начинали строить каменное здание нового храма. В 1837 году был освящен его левый, Богоявленский, придел. В 1845 году возвели главный храм, который стал носить имя праздника Введения Богородицы во Храм. А в 1848 году был закончен и освящен правый придел во имя Прокопия Устюжского, юродивого Христа ради. На средства прихожан вокруг церкви возникли каменная ограда с железными решетками и два небольших здания для хранения утвари. Травянцы не только жертвовали деньги, но и являлись активными строителями - их силами были возведены колокольня и часть храмовых стен. К слову, бытует легенда, что церковь в Травянке и Флоро-Лаврский храм в селе Пирогово проектировал один и тот же зодчий.

После революции настали черные времена. Летом 1918 года в село зашли красногвардейцы 1-го Крестьянского полка. Храм превратился в ключевую точку обороны: на звоннице установили пулемет и развернули наблюдательный пункт, решетчатую ограду заложили мешками с песком. 20 июля солдаты получили неверную информацию, будто на них движутся казаки атамана Андрея Дутова, и поддались панике. В сеянии этих настроений был обвинен настоятель Введенского храма Александр Попов. Его и еще восьмерых травянцев каратели вывели из села в урочище Половинное, где расстреляли, предварительно поиздевавшись. Отцу Александру сломали позвоночник, руки и нижнюю челюсть, отрубили пальцы рук, в довершение священника подняли на штыки. Тела убитых лежали в Половинном до прихода белых частей, после чего их перевезли в Травянское и похоронили недалеко от церкви.

В 1936 году храм закрыли для верующих. С него сбросили колокола и кресты. Священника Викторина Ребрина, перенявшего настоятельство, арестовали и расстреляли. Здание передали под нужды травянского совхоза – его переделали в элеватор. Была убрана каменная лестница у колокольни – ее заменили насыпью, по которой грузовики с зерном проезжали в церковь и сгружали зерно.

В 1991 году совхоз ликвидировали, а здание бывшей церкви стало бесхозным. В летний зной там любил прохлаждаться домашний скот. Двуногие также внесли свою лепту – исписали стены храма и справляли в нем нужду.

Долгое время в Травянском не звучали молитвы. Но в 2005 году все поменялось – был организован православный приход. Его инициатором стала жительница села Екатерина Митрофановна Тырнова. Она собрала необходимые подписи, получила разрешение от епархиального начальства. Так как храмовое здание еще не принадлежало Церкви, был основан домовой храм. Ирония судьбы – для него выделили здание бывшей совхозной конторы.

В апреле 2016 года настоятелем прихода стал священник Валерий Писаренко. Как отмечают жители Травянского, с его назначением активизировалась жизнь прихода. В домовой церкви провели ремонт. На 105 кв. метрах расположились молитвенное помещение, лавка, трапезная, небольшая кухня и библиотека. Настоятель, прежде всего, позаботился о безопасности прихожан - было убрано все, что не отвечало требованиям противопожарной безопасности: полистирольные потолки, бумажные обои, оконные решетки. Вместо них были установлены новые двери и окна, оштукатурены и покрашены стены. Полностью заменили электропроводку, выделили место и поставили санузел.

Отец Валерий вспоминает: «Когда я впервые оказался на приходе, был очень удивлен – прихожане не слышат меня, пенсионеры прикладывали ладони к ушам, надеясь понять слова богослужебных текстов». Причина оказалась в... старой русской традиции – украшении икон рушниками. Кроме этого, на полах лежали ковры, на окнах висели занавески, аналой для клироса также украшался тканью. Все это глушило звук. После того как «звукоизоляция» была снята, богослужения проводятся не напрягая голоса.

На великие торжества вроде Пасхи или Богоявления в домовой храм стекается много народа, но на «обычных» богослужениях людей не так уж и много. Священник наизусть перечисляет активистов: нынешняя староста прихода Александра Дубровина, прежняя староста Екатерина Тырнова, Алексей Глебкин, молодой человек Владимир. Есть еще несколько пенсионеров, которые в силу возраста бывают на приходе редко, но и их можно зачислить в актив.

Почему людей так мало? Есть несколько причин, объединенных мыслью «сначала надо построить храм в своей душе». Во-первых, люди боятся показать, что они православные, стесняются этого. Они могут ездить в храмы Каменска, где красиво и мало знакомых людей, но не появятся в сельском приходе, так как тут скромно и все друг друга знают. Во-вторых, ментальность сельчан. Известны случаи, что одна женщина не ходит в церковь, ибо ее посещает «враждующая» соседка; а на другого прихожанина, как тот считает, накричал батюшка; третьи и вовсе утверждают, раз нынешняя домовая церковь расположена в бывшей конторе, место априори не может быть святым.

Нынешний приход – это храм по всем позициям православия. Там читаются молитвы, а значит, место освящается. Там собираются люди для чествования Бога, а значит, и Бог среди них. К тому же у прихода есть безоговорочное подтверждение евхаристических полномочий – антиминс. Этим словом называют плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого. Антиминс находится в алтаре и выдается с благословения правящего архиерея. Плат и священник позволяют совершать в помещении Литургию. Совершенно неважно, было это здание изначально церковным или нет.

А Литургия в домовой Введенской церкви проводится. Кроме того, там совершаются таинства и служатся молебны. Отец Валерий делится: «За этот год в нашем храме крестилось 26 человек, причем шестеро – дети до года. А также прошло одно венчание. Наверное, это было первое венчание в храме за последние 100 лет».

Убитый в 1918 году отец Александр сегодня канонизирован в сонме новомучеников. Его могила находится рядом с храмом, на другой стороне проезжей части, и стала местом паломничества. Частые гости - воспитанники воскресных школ, члены общества трезвости. Настоятель храма рассказывает об убитом батюшке нередко, знают о нем даже на родине Христа. - В этом году я ездил в Иерусалим в составе Русской духовной миссии. Мы служили во храме Гроба Господня, в церкви Марии Магдалины, а также в Вифлееме и Магдале. Везде, где мы были, я рассказывал о нашем святом Александре Попове.

Говорить о глобальной реставрации полуторавековой Введенской церкви пока рано. Однако кое-какие работы все же проводятся. Ранее немногочисленные прихожане вычистили здание от продуктов жизнедеятельности совхоза и животных. Заложили дыры в кирпичной кладке, заколотили досками окна и двери. Земляной увал на входе в колокольню убрали, внутри очистили от мусора цокольные этажи – сейчас в крайних приделах, колокольне и главном алтаре вместо пола зияют глубокие ямы.

Попасть внутрь здания проблематично. Однако нечестивые селяне наведываются в храм развлечения ради - на полу лежат пивные бутылки. А не так давно кто-то украл из храма доски, служившие полом прохода под колокольней.

Важная проблема старой церкви – это нехватка земли. Летом было сделано опрометчивое решение оградить бывшую прихрамовую территорию забором. Для установки столбиков выкопали ямы. Но администрация Каменского городского округа землю им не выделила. Согласно бумагам, территории используются, а значит, вернуть Церкви в полном объеме их не могут. Храму выделили узкую, в метр шириной, дорожку и несколько метров от каждой стены здания. Технически там невозможно провести даже крестный ход. Остановка ограждений была свернута. Теперь первостепенной задачей в этом вопросе является поиск фундаментов двух утраченных зданий для церковной утвари. Когда они будут найдены, можно говорить о возвращении земли уже более уверенно.

Ну а пока продолжаются работы по уборке храма от мусора и подготовке к дальнейшей реконструкции, чем помогают не только жители села. Так, СинТЗ пожертвовал трубы. На один день был выделен грейдер для выравнивания и устранения монолитных строительных отходов. Очень помогли Введенке травянский предприниматель Романи Суаридзе и владельцы местных магазинов.

На сегодня в проектах – отреставрировать храм, возвести заново утраченные здания у входа, облагородить территорию вокруг. Все это станет не только благоукрашением храма, но и своеобразной аллеей памяти. По словам травянцев, раньше за восточной стеной церкви хоронили детей; есть сведения, что там же покоятся несколько монахинь. Вкупе с могилой травянских мучеников это будет памятным местом. Приход даже готов взять на себя устройство пешеходного перехода и островка безопасности на проезжей части.

Чтобы восстановить храм потребуется немало времени, средств и сил. Но верующие утверждают: торопиться им некуда. Постепенно церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы примет свой изначальный облик. Надо только не опускать руки и уповать на помощь Божию.

P.S. Иерей Валерий Писаренко, настоятель храма, просит всех, кто располагает старыми фотоснимками Введенской церкви в Травянском, обратиться к нему по телефону 8-912-266-07-59 или выслать изображения на электронный адрес val-pisarenko@yandex.ru. Фотографии необходимы для того, чтобы понять, как выглядел храм до разрушения. В перспективе при помощи них будет составлен проект здания и начата реставрация церкви.

Антон ЯДРЕННИКОВ, газета «Каменский рабочий»

фото автора

Источник: kamensk-eparhiya.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях..

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования